Дворец, сооруженный в течение 1745-1747 годов, являлся загородной летней резиденцией короля Фридриха Великого. Строительством замка руководствовал Георг Кнобельсдорф, но при создании проекта он основывался эскизам и задумкам самого короля Фридриха II. Монах приезжал сюда, чтобы освободиться от строгого этикета высшего Берлинского общества. Сан-Сусси – название дворца переводиться в виде фразы «без забот». Элегантный замок построен в ярком немецком архитектурном стиле рококо. В центре комплекса возведен Мраморный зал для торжеств и церемоний. Дворец состоит всего из 12 залов. В восточной части замка есть кабинет и приемная короля, библиотека, зал концертов и Малая галерея, где представлены художественные полотна и скульптурные композиции.
После возведения одноименного дворца и его виноградниковых террас, на окружающей территории создали большой парк Сан-Сусси. Здесь разбили сад с декорациями в стиле барокко, высадили многочисленные фруктовые деревья (около 3 тысячи), создали цветочные клумбы и лужайки с зелеными насаждениями. В саду растили разные сорта дыни, апельсиновые деревья, бананы и сладкие персики. Здесь сооружены многочисленные фонтаны и декоративно-утилитарная площадка со скульптурами богинь. Фонтаны тоже украшены мраморными статуями. Китайский чайный домик, сооруженный в 1764 году, включен в состав парка в виде летнего павильона.
В эпохе царствования Фридриха Вильгельма I в город начали прибывать поселенцы из Голландской страны. Это привело к сформированию Голландского квартала на территории Потсдама. Здесь из красного кирпича построили 134 жилых домов. Их проект создал архитектор Ян Буман. Науэнские ворота ограничивали квартал от города. В Потсдам в основном прибыли солдаты, для них построили дома. Свое прозвище «Солдат» король Вильгельм I получил именно тогда. В те времена Потсдам напоминал огромную казарму. В наши дни здесь открыты галереи, магазины антиквариата, ателье, музей, рестораны и кафе. На территории Голландского квартала организовывается голландская рождественская ярмарка, рынок гончарный изделий и большой фестиваль тюльпанов.
В 1945 году именно в этом дворце проводили Потсдамскую конференцию. Тогда здание было национализировано, а его владельцы выдворены. Конференцию проводили в Большом зале, вокруг круглого стола, которого привезли из Москвы. Находясь в этом дворце, Трумэн дал указ взорвать Хиросиму атомной бомбой. Здание состоит из 176 комнат. Он является последним дворцом Гогенцоллернов. Дворец в стиле тюдорской архитектуры, сооружен во времена 1-й Мировой войны. Его украшают фахверковые элементы, созданные из древесины темного дуба. Дымовые трубы дворца тоже оснащены декорациями.
Инициация постройки Нового дворца в барочном стиле, принадлежит Фридриху Великому – королю Пруссии. Особняк с внушительным размером был сооружен в честь завершения 7-летней войны Пруссии с Французским государством. Громадный особняк спроектирован архитектором Готфридом Иоганном Бюрингом. В составе комплекса имеются 4 галереи, возведенные в архитектурных манерах рококо. Стены галереи Гроттенсаал украшены ракушками, минеральными и драгоценными камнями. В Новом дворце есть всего 200 залов.
Здесь речь идет не о Бранденбургских воротах, сооруженных в Берлине. Т.к. Потсдам владеет своими арками, построенными в стиле неоклассицизма. Потсдамские ворота были возведены на 18-20 годов раньше своих аналогов, расположенных в столице Германии. Их возвели в честь победы на прусско-французском сражении, которая вошла в историю в качестве Семилетней войны. Ворота построены по приказу Фридриха II в 1770 году. Проект арки принадлежит архитекторам Карлу фон Гонтарду и Христиану Георгу Унгеру. Образцом при сооружении ворот служила римская арка Константина.
Замок Бельведер на Пфинстберге
Колоссальная обзорная площадка, построенная на вершине холма Пфинстберг, относится XIX столетию. Ее возвели по указу короля Фредерика Вильгельма IV. Высота обзорной площадки составляет около 76 м. До наших дней сооружение не дошло целиком, это всего лишь ее небольшая часть. В 90-х годах, когда снесли Берлинскую стену, здесь начали проводить реставрацию, которая все еще продолжается. Вокруг бельведера создан парк, где возведен храм Помоны. Также на этой территории можно увидеть колоннад, сооруженных в коринфском стиле и арок в архитектурном стиле ренессанса.
Парковый комплекс, расположенный на северо-восточном краю города, был создан в 30-40-х годах XIX столетия. Территория парка имеет величину 124 га. Парк был предназначен королю Фридриху Вильгельму IV. Над его проектом работали лучшие архитекторы ландшафтного дизайна Иосиф Питер и Фюрст фон Пюклер-Мускау Герман. В парке растут разнообразные виды деревьев. Также здесь построен дворец для короля Фридриха IV. Сооружение поддерживает архитектурный стиль готики и больше похож на сказочный древний замок. Парк раскинут на левом побережье реки Хафеля.
Древний ботанический комплекс расположен на побережьях озер Хайлигер-Зее и Юнгферн-Зее. Сад заложен в 1787 году. Его возвели по приказу короля Фридриха Вильгельма II. Он являлся наследником Фридриха I. Сад занимает площадь в размере 102.4 га. На его территории находятся несколько интересных достопримечательностей. Здесь расположен Мраморный дворец, оранжерея в египетском стиле, библиотека, построенная в стиле готики и дворцовый ледник, созданный в виде пирамиды египтян. Также в парке есть обелиск и статуя сфинкса.
Музейная коллекция размещена в залах красивого исторического дворца, построенного в XVIII столетии. Здание, находящееся на площади Альтер Маркт, была частично разрушена в 1945 году. Но в 2013 году здесь начали осуществлять масштабную реставрацию, в результате чего удалось восстановить фасадную часть дворца. Интерьеры здания были оформлены под новой экспозиции. Она открылась для посетителей с 2017 года. Коллекция нового музея представлена Фондом США Хассо Платнера. На торжественном открытии музея участвовали Билл Гейтс и Ангела Маркель. Экспонаты, выставленные здесь, относятся современному искусству немецкого народа.
Поселение в русском стиле с бревенчатыми избушками и каменной церковью православного ордена, была обоснована в 20-годах XVII столетия. Его построили в эпохе правления Фридриха Вильгельма III в честь памяти императора Александра I. Русский царь скончался в 1825 году. Строительство русской деревни посвящалось родственным узам Романовых и прусской династии Гогенцоллернов. На самом деле, история поселения начинается с 1812 года, когда солдаты русской армии, попавшие в плен войскам Наполеона, начали устраивать здесь свою колонию. После кончины императора Александра I, им оказали милость и подарили русские деревянные избушки. Над проектом 13 жилых помещений работал русский архитектор Карло Росси. Но по происхождению он был итальянцем.
Рыночная площадь Нойер Маркт
Старая рыночная площадь под названием Нойер Маркт занимает значительную позицию в истории города. Ее окружают впечатляющие дворцы, особняки и таунхаусы, сооруженные в течение XVIII-XIX столетий. На этом месте можно глубоко почувствовать дух древности и великую историю немецкого города Потсдам. Юго-западную часть площади занимает старинное здание Kutschstall, возведенное в стиле неоклассицизма. В прошлом комплекс принадлежал каретному парку королевской семьи. Сейчас там открыт музей, посвященный истории местности. Также здесь находится городской дворец короля Фридриха II.
Дворец, в роскошном стиле романтизма, был построен в качестве дополнения к паркому комплексу Сан-Суси. Его возвели для короля Фредерика Вильгельма IV. Оранжерейный дворец сооружен в течение 1851-1864 годов. В его архитектурном дизайне хорошо заметны черты итальянского ренессанса. Фасад здания имеет протяженность не менее 300 м, что позволяет ему занимать 1-ю позицию среди аналогичных построек в парке Сан-Суси. Боковые крыльца здания возведены для хранения в зимнем сезоне экзотических видов растений. В среднем корпусе дворца расположены апартаменты короля и комнаты прислуг. Красивое здание украшают высокие башни.
В уцелевшей части королевской конюшни, который был пристроен к Городскому дворцу, размещен музей. Экспозиция посвящается кинематографии страны. Она является одним из самых старейших на территории Германии. Главную выставку музея посвятили киностудии Babelsberg, которая открылась в 1912 году. Также здесь выставлены костюмы киногероев, микрофоны и фотокамеры, использованные при киносъемках. Посетителей музея ждет интерактивная презентация с информационной программой о кастингах, монтаже, гриме, съемочных процедурах и декорациях стен.
Храм Святого Николая построен на территории старой Рыночной площади. Церковь, увенчанная большими куполами, сооружена в неоклассическом архитектурном стиле. Также к ней пристроен портик. Самый большой храм города спроектирован архитектором Карлом Фридрих Шинкелом. В 1602-1721 годах здесь находилась маленькая церковь, названная в честь Святой Екатерины. Но по приказу короля Вильгельма I ее снесли. Новый храм возвели в течение 1830-1850 годов. Строительство провели в 2 этапах. Громадный купол храма имеет высоту не менее 77 м. Алтарь церкви украшают фрески с изображением 12 апостолов.
В башне установлен солнечный телескоп. Ее построили именно для этой цели. Башня, расположенная в Научном центре им. Альберта Эйнштейна, сооружена в 1924 году. Она выполняет задачу астрофизической обсерватории. Автором башенного комплекса является Эрих Мендельсон, поэтому в качестве второго названия обсерватории присвоили его фамилию (башня Мендельсона). Обсерватория, возведенная в необыкновенном стиле, представляет собой башню и цоколя. В наши дни здесь размещается экспозиция, посвященная научной позиции города в мировом рейтинге. При посещении башни можно увидеть небольшую бронзовую скульптуру, в которой изображен мозг.
Музей Потсдамская тюрьма КГБ
Тюрьма СМЕРШ функционировала примерно до 1980 года. В прошлых временах здание принадлежало общине местного евангелического храма. Затем здесь поместили следственную тюрьму и изолятор ВС. Сюда привозили заключенных из немецкого штаба КГБ и военного лагеря. Среди заключенных были не только немцы, но и русские, заподозренные в шпионстве. Сейчас там открыт музей, посвященной мрачной истории каземата. Здесь все еще можно увидеть тюремных камер, украшенных графитами зеков. В музее организована постоянная выставка.